Инвестирование в дешевые акции

Инвестирование в дешевые акции.

Инвестирование в дешевые акции компаний, нахо­дящихся в начале своего развития, всегда связано с высокой степенью риска, но в случае успеха здесь можно получить огромную прибыль. Существует множество примеров роста акций небольших компаний за несколько месяцев в десятки раз. Серьезный подход к такому инвестированию требует больших затрат усилий и времени. Принцип лотереи тут не проходит — в среднем вы будете проигрывать. По данным североамериканской ассоциации по ценным бумагам ( The North Ameri ­ can Securities Administration Association ), инвесторы США теряют около двух миллиардов долларов в год, пытаясь инвестировать в малоизвестные небольшие компании, и именно это является основным источником потерь для рядового инвестора.

Если вы все-таки решили использовать часть своего инвестиционного капитала для такой игры и подбираете подходящую компанию, то необходимо обратить внимание на массовый интерес к ее продукции и на возможную конкуренцию. Инвестирование в акции при правильном подходе может дать ощутимую прибыль. Давайте в качестве примера рассмотрим компанию Iomega.

 

Небольшая компания из штата Юта Iomega выпускает заменяемые жесткие диски с объемом 100—500 мегабайт, которые можно вынимать из компьютера и держать в ящике стола. Информация хранится очень компактно, и ее можно удалять и записывать снова, объем хранимой информации в сто раз больше, чем на дискете, и скорость записи гораздо выше. Это все очень удобно, но у каждого пользователя компьютером накоплено много файлов, и, наверное, вам будет лень переносить эту информацию на заменяемые жесткие диски.

Если бы вам предложили эти жесткие диски или дешевый дисковод, который считывает дискеты с большей скоростью, и к тому же появились бы дискеты, скажем, с десятикратным объемом, — что бы вы выбрали? Лично меня — хотя по роду моей деятельности мне приходится хранить огромные объемы информации — устроил бы именно такой дисковод. И они действительно скоро появятся на рынке (ряд американских и японских фирм уже практически готовы к их выпуску), а новые, более емкие дискеты будут много дешевле, чем заменяемые жесткие диски. Если же надо передать кому-то небольшой файл, то можно использовать старые дискеты — очень много удобств.

Это подробное обсуждение демонстрирует важность изучения рынка сбыта и конкуренции. Для держателей акций Iomega критически важным оказался май 1996 года, когда компания ЗМ и другие, заявив о скором выпуске более емких дискет, объявили войну заменяемым жестким дискам. Стало очевидно, что появление таких мощных конкурентов приведет к уменьшению роста прибылей Iomega , и ее акции, которые с сентября 1995 по май 1996 года выросли в 20 раз {!), полетели вниз с такой скоростью и с такими колебаниями, что некоторые брокерские фирмы отказывались принимать заказы для игры на понижение очень редкий случай в практике биржи.

Если некоторая компания объявила о выпуске нового продукта или предложила новый тип услуг, то помимо рынка сбыта и конкуренции есть еще одна проблема: способна ли эта компания выполнить свои обещания. Вот свежий пример. Во всем мире существует острая необходимость борьбы с махинациями, связанными с подделкой и воровством кредитных пластиковых карт. Один из предложенных методов решения этой задачи идентификация обладателя карты по отпечаткам пальцев. Весной 1996 года по Америке прошел слух, что одна небольшая компания нашла способ надежно считывать отпечатки. Начался бум: за три дня цена акций этой компании взлетела с нескольких центов до нескольких дол­ларов, а объем торговли достигал почти 200 миллионов (!) акций в день (средний объем дневной торговли на рынке NASDAQ , где обращаются эти акции, составляет в среднем 400-500 миллионов акций).

Читать:  Что такое инвестиции в инвестиционные фонды?

Коре­спонденты осаждали компанию, а ее сотрудники с растерянным видом туманно отвечали на их вопросы. Вскоре выяснилось, что информация была ложной и бум не имел никаких оснований. Торговля акциями этой компании остановилась на неопределенный срок, и деньги многих тысяч инвесторов и трейдеров оказались в лучшем случае заморожены. Какой вывод? В такие игры нельзя играть без анализа финансового положения компании. Если вы готовы проиграть, то лучше сделать это в казино, где царит приятная обстановка и потерянные деньги будут платой за полученное удовольствие.

И еще несколько кратких замечаний-советов. Если некоторая компания откололась от большой компании, то обычно это свидетельствует о ее мощных потенциальных резервах и перспективности. Хороший признак, если компания покупает свои собственные ак­ции. Это показатель того, что компания уверена в себе и в скором будущем ожидает большие прибыли. Это один из пунктов отбора акций в торговой стратегии, которая называется CANSLIM стратегия.  Относительно надежны для инвестирования компании, произво­дящие постоянно потребляемые продукты, как, например, батарейки, электрические лампочки и т.п.

Такие компании менее подвержены влиянию экономических циклов. Опасайтесь компаний-посредников, так как они бывают недолго­вечны: от таких помощников всегда стараются избавиться. Полезно следить за покупками акций какой-нибудь компании ее собственными сотрудниками. В большинстве случаев они знают что-то про возможный в недалеком будущем успех компании. Эта информация доступна по Интернету, ибо такие покупки, как и продажи, должны быть зарегистрированы специальным образом. Одна из компаний, которая поставляет данные о покупке и продаже акций сотрудниками, — Vickers Insider .

Доступ к ней, в частности, может быть получен через сервис Quote . Com ., который мы неоднократно упоминали. Однако при выборе объектов инвестирования такие данные должны быть дополнительными, но никак не определяющими: сотрудники компании хорошо знают ее перспективы, но могут иметь весьма туманное представление об отношении к ней на рынке.

Если крупные финансовые институты (инвестиционные и пенси­онные фонды, банки и т. п.) не владеют акциями некоторой компании (или имеют менее 20% акций), а с вашей точки зрения она перспектив­на, то такая компания может оказаться прекрасным кандидатом. Став популярной, она принесет своим инвесторам замечательные прибыли: фонды, входя в эту получившую популярность компанию большими суммами, вызовут бурный рост цены акций и привлекут внимание дру­гих инвесторов и трейдеров. Но нужно быть готовым и к долгому ожиданию увеличения популярности вашего кандидата, и к возможной ошибочности вашей оценки.

Нетрудно видеть, что выбор малых, развивающихся компаний, оце­ниваемых в основном по их потенциальной перспективности, имеет значительную специфику. Для тех, кто собирается играть на акциях именно таких компаний, их своеобразие будет рассмотрено более деталь­ но в шестом разделе следующей главы.

После проведенных исследований всегда следует проверять свои выводы. Это можно сделать двумя путями. Самый простой узнать ранг выбранной вами компании в специальном справочнике. Наиболее по­ пулярные из них — Standart & Poor s и Value Line , в которых все крупные компании рассортированы по степени их успехов и перспектив. Учитывая скорость роста и стабильность прибылей за последние 5 лет, всем значимым компаниям присвоен ранг в диапазоне от I до 99. Он ежедневно корректируется и печатается в газете Investor s Business Daily , где тоже можно найти оценку своего кандидата.

Опасность состоит в том, что успех компании в прошлом не гарантирует будущих успехов. Так, компании Apple и Dell в сентябре 1995 года имели приблизительно одинаковый ранг (74 и 76 соответственно), однако, мы видели, как по-разному провели они последующий год. К мнениям специалистов относительно будущего компаний нужно также относиться с большой осторожностью. Они настолько часто не совпадают с реальным развитием событий, что появились специальные стратегии инвестирования, основывающиеся на выборе компаний, для которых аналитики предсказывают плохой рост прибылей. Об этом мы подробно расскажем в следующей главе.

Читать:  Психология торговли на бирже

Второй путь проверки ваших выводов — это анализ поведения цены акций за последние годы. Стабильный рост прибылей компании обязательно должен соответствовать росту цены акций. Если этого не происходит, то нужно собрать дополнительную информацию и выяснить причины малого интереса инвесторов к этой компании. Если ее акции не растут только потому, что аналитики крупных финансовых институтов до сих пор не рассматривали ее всерьез, то, возможно, вы сделали открытие, которое принесет вам огромную прибыль. Но в большинстве случаев нужно остерегаться компаний, акции которых не растут, несмотря на прекрасные показатели.

При анализе фундаментальных показателей конкретной компании вы нередко столкнетесь с их противоречивостью. Какие-то будут луч­ше, чем у других компаний, а какие-то обязательно хуже, например, будет хорошая история прибылей, но большие долги. Многие аналити­ки разработали свои системы бальных оценок. Скажем, если долги у компании менее 20% от собственного капитала, то это 5 очков. Если темпы роста прибылей опережают темпы роста объемов продаж, то это 10 очков, и т.д. Мы не будем рассказывать о таких системах, так как они очень субъективны и плохо проверены статистическим анализом. Нако­пив достаточно опыта, вы выработаете собственную систему оценок, не обязательно ставя баллы и скрупулезно перебирая все показатели. Ведя анализ и сопоставляя его результаты с реальным поведением акций и рынка, вы очень быстро научитесь чувствовать компании и повысите вероятность правильного выбора для того чтоб ваши торговые стратегии для краткосрочной и внутридневной торговли приносили вам последовательный профит.

Все изложенное в данной главе представляет только низший уро­вень анализа. Аналитик рынка акций — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Америке: от его выводов зачастую зависит успех инвестиционных фондов и капиталы миллионов их вклад­чиков, а нередко и сам факт существования той или иной компании. Профессионалы обычно специализируются на отдельных отраслях, где их хорошо знают, и каждый их визит в компанию напоминает визит ревизора из известной пьесы Н. В. Гоголя.

Аналитики высокого класса изучают еще многое сверх того, что мы кратко перечислили. Каков уровень перспективных разработок и какая часть капитала отводится для таких исследований? Сколь современно используемое оборудование? Чем вызваны большие долги и зачем был куплен дополнительный бизнес? И еще многое, многое другое. Выводы аналитиков формулируются обычно очень кратко: покупать, держать или продавать те или иные акции. И все! Но за этим стоит колоссальная не­ видимая работа, и эти выводы могут стоить многих миллионов долларов.

Мнение аналитиков ведущих фондов, банков и брокерских фирм всегда составляют главную новость на Уолл-стрите.

Инвестору-любителю такой уровень анализа недоступен. Но он может ознакомиться с уже готовыми выводами аналитиков-профессио­налов. Издаются специальные справочники, еженедельно сообщающие новости мира мнений. Есть специальные (обычно платные) страницы в Интернете, где эти мнения обобщаются и преобразуются в краткосроч­ные и долговременные прогнозы. Среди них много халтуры (особенно нужно опасаться новых имен), и только опыт позволяет любителю отделять зерна от шелухи.